Владимир Маяковский — Граждане! Поймите же, наконец, голод дошел до ужаса (Агитплакаты)

Граждане! Поймите же, наконец, голод дошел до ужаса. Надо дать есть. Хлеба нет. Надо на золото его из-за границы привезть. Мы нищи. А в церквах и соборах драгоценностей ворох. Не христиане, а звери те, кто скажут тут — «не дадим золота — пусть мрут». 1. Есть ли золото, чтоб хлеб привезть? Золото есть! 2. Например, в Троицком соборе есть «сень»: фунта 4 золота да серебра пудов шесть, — целое село каждый день могло б на сень на эту есть. 3. Это в одном соборе, а сколько их? В России 4 лавры, 800 монастырей и 60 000 храмов и соборных, и приходских, и домовых. 4. Если всё золото соберем и погрузим, — семиверстный поезд наполнится им. 5. Если б золото было за хлеб отдано, на голодающих хватило б на два года нам. А если б купили засухоустойчивые семена — на 10 лет для всей России хватило б нам. Хлеба хватило б и для сева и для пищи, еще б и тракторов 1000 приобрели и агрономических школ открыли б полторы тысячи. 6. Цари не раз обирали церкви: Петр I, чтоб орудия иметь — переливал в пушки колокольную медь. Андрея Боголюбского рать походом на Киев ходила — все храмы разграбила и ризы взяла и паникадила. И ничего, кроме славы, не слыхали цари от поповской оравы. 7. Раньше золото брали, чтоб людей убивать, чтоб цари пили и ели, так неужели ж нельзя на голодных брать?! Всем пожертвовать надо для этой великой цели! 8. Мы берем ненужное золото, берем для голодных — никто сказать не смеет, что это вот против веры христианской идет. В пещерах бедняками жили основатели веры вашей. Сергей Радонежский служил в холщовой ризе, причащал из деревянной чаши. 9. Честные поняли, не до разговоров тут: в селе Давыдовке, Мелитопольского уезда, собрались, решили и все драгоценности сдают. 10. Не большевики на изъятие решились. Смотрите, об этом вот молит голодающий волжский народ: «Мы просим от имени стонущего в муках голодного народа отдать на борьбу с голодом все то золото, бриллианты, другую церковную утварь, которая не требуется в богослужении, а служит роскошью в церквах». Слезница симбирских крестьян. 11. Каждый рабочий знает, каждый крестьянин знает: если купцы жертвовали чаши, если помещик золотом отделывал иконостас — для этого грабились прадеды наши, для этого заставляли работать нас. 12. Нынче народ в нужде, народ по праву может взять из храма и ризу и оправу. Мы берем бесполезное богатство, мы голодным нищим дадим хлеб! Это не кощунство, а исполнение Христова завета.