Александр Пушкин — Анчар

В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою. К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный. И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий. Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом. Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями; Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. Анчар: главные герои, жанр, художественные средства Произведение «Анчар» – экзотическая, аллегорическая зарисовка, проникнутая свободолюбивым духом. Стихотворение написано 9 ноября 1828 года в Малинниках, поместье друзей поэта. Опубликовано через 4 года в альманахе «Северные цветы». По жанру – легенда, притча с сюжетом. Главные герои: царь (решивший, что он всевластен) и раб. Тема зла, жизни и смерти, свободы. Основная мысль: губительность неограниченной власти. Размер: четырехстопный ямб, состоит из 9 катренов (четверостиший), рифмовка перекрестная, рифмы открытые и закрытые, мужские и женские. По композиции в стихе 2 части: рассказ о дереве, о приказе. Символ власти и зла: и анчар, и царь. Эпитеты: чахлой, скупой, грозный. Метонимия: птица не летит. Сравнение: как часовой. Метафора: в день гнева. Инверсия: вихорь черный. Противопоставление (антитеза): владыка и раб. Оксюморон: зелень мертвая. Анафора: принес. Архаизмы: вихорь, потек, горючий, тлетворный (т.е. разрушающий, губящий). Аллитерация: 1 строфа (на звук «ч»). Много глаголов, союзов. Эмоциональная окраска: трагическая, гневная, горькая. «Растопясь от зною»: смола из-за жары становится жидкой. На самом деле тропический анчар в природе не так ядовит (его яд надо смешивать с другими), птицы могут сидеть в ветвях, плоды съедобны, корни – лечебны. В своем «Анчаре» поэт напоминает о равенстве всех людей, ценности каждой человеческой жизни. Он осуждает всех, кто участвует в злых делах, но, конечно, могущественного царя больше, чем раба-исполнителя.