Марина Цветаева — Попытка комнаты
Стены косности сочтены До меня. Но — заскок? случайность? — Я запомнила три стены. За четвертую не ручаюсь. Кто же знает, спиной к стене? Может быть, но ведь может не Быть. И не было. Дуло. Но Не стена за спиной — так?.. Всё, что Не угодно. Депеша «Дно», Царь отрекся. Не только с почты Вести. Срочные провода Отовсюду и отвсегда. На рояле играл? Сквозит. Дует. Парусом ходит. Ватой — Пальцы. Лист сонатинный взвит. (Не забудь, что тебе — девятый.) Для невиданной той стены Знаю имя: стена спины За роялем. Еще — столом Письменным, а еще — прибором Бритвенным (у стены — прием — Этой — делаться коридором В зеркале. Перенес — взглянул. Пустоты переносный стул). Стул для всех, кому не войти — Дверью, — чуток порог к подошвам! Та стена, из которой ты Вырос — поторопилась с прошлым — Между нами еще абзац Целый. Вырастешь как Данзас — Сзади. Ибо Данзасом — та, Званым, избранным, с часом, с весом, (Знаю имя: стена хребта!) Входит в комнату — не Дантесом. Оборот головы. — Готов? Так и ты через десять строф, Строк. Глазная атака в тыл. Но, оставив разряд заспинный, Потолок достоверно — был. Не упорствую: как в гостиной, Может быть и чуть-чуть косил. (Штыковая атака в тыл — Сил.) И вот уже мозжечка Сжим. Как глыба спина расселась. Та сплошная стена Чека, Та — рассветов, ну та — расстрелов Светлых: четче, чем на тени Жестов — в спину из-за спины. То, чего не пойму: расстрел. Но, оставив разряд застенный, Потолок достоверно цел Был (еще впереди — зачем нам Он). К четвертой стене вернусь: Та, куда, отступая, трус Оступается. «Ну, а пол — Был? На чем-нибудь да ведь надо ж?..» Был. — Не всем. — На качель, на ствол, На коня, на канат, на шабаш, — Выше!.. Всем нам на »тем свету« С пустотою сращать пяту Тяготенную. Пол — для ног. — Как внедрен человек, как вкраплен! — Чтоб не капало — потолок. Помнишь, старая казнь — по капле В час? Трава не росла бы в дом — Пол, земля не вошла бы в дом — Всеми — теми — кому и кол Не препятствие ночью майской! Три стены, потолок и пол. Всё, как будто? Теперь — являйся! Оповестит ли ставнею? Комната наспех составлена, Белесоватым по серу — В черновике набросана. Не штукатур, не кровельщик — Сон. На путях беспроволочных Страж. В пропастях под веками Некий нашедший некую. Не поставщик, не мебельщик — Сон, поголее ревельской Отмели. Пол без блёсткости. Комната? Просто — плоскости. Дебаркадер приветливей! Нечто из геометрии, Бездны в картонном томике, Поздно, но полно, понятой. А фаэтонов тормоз-то — Стол? Да ведь локтем кормится Стол. Разлоктись по склонности, Будет и стол — настольности. Так же, как деток — аисты: Будет нужда — и явится Вещь. Не пекись за три версты! Стул вместе с гостем вырастет. Все вырастет, Не ладь, не строй. Под вывеской Сказать — какой? Взаимности Лесная глушь Гостиница Свиданье Душ. Дом встречи. Все — разлуки — Те, хоть южным на юг! Прислуживают — руки? Нет, то, что тише рук, И легче рук, и чище Рук. Подновленный хлам С услугами? Тощища Оставленная там! Да, здесь мы недотроги, И в праве. Рук — гонцы, Рук — мысли, рук — итоги, Рук — самые концы… Без судорожных «где ж ты?». Жду. С тишиной в родстве, Прислуживают — жесты В Психеином дворце. Только ветер поэту дорог! В чем уверена — в коридорах. Прохожденье — вот армий база. Должно долго идти, чтоб сразу Середь комнаты, с видом бога- Лиродержца… — Стиха дорога! Ветер, ветер, над лбом — как стягом Подымаемый нашим шагом! Водворенное «и так дале» — Коридоры: домашнесть дали. С грачьим профилем иноверки Тихой скоростью даль, по мерке Детских ног, в дождевом пруфе Рифмы милые: грифель — туфель — Кафель… в павлиноватом шлейфе Где-то башня, зовется Эйфель. Как река для ребенка — галька, Дали — долька, не даль — а далька, В детской памяти, струнной, донной — Даль с ручным багажом, даль — бонной… Не сболтнувшая нам (даль в модах) Что там тащится на подводах… Доведенная до пенала… Коридоры: домов каналы. Свадьбы, судьбы, событья, сроки, — Коридоры: домов притоки. В пять утра, с письмецом подметным, Коридором не только метлы Ходят. Тмином разит и дерном. Род занятия? Ко— ри— дорный. То лишь требуя, что смолола — Коридорами — Карманьола! Кто коридоры строил (Рыл), знал куда загнуть, Чтобы дать время крови За угол завернуть Сердца — за тот за острый Угол — громов магнит! Чтобы сердечный остров Со всех сторон омыт Был. Коридор сей создан Мной — не проси ясней! — Чтобы дать время мозгу Оповестить по всей Линии — от «посадки Нету» до узловой Сердца: «Идет! Бросаться — Жмурься! А нет — долой С рельс!» Коридор сей создан Мной (не поэт — спроста!), Чтобы дать время мозгу Распределить места, Ибо свиданье — местность, Роспись — подсчет — чертеж — Слов, не всегда уместных, Жестов, погрешных сплошь. Чтобы любовь в порядке — Вся, чтоб тебе люба — Вся, до последней складки — Губ или платья? Лба. Платье всё оправлять умели! Коридоры: домов туннели. Точно старец, ведомый дщерью — Коридоры: домов ущелья. Друг, гляди! Как в письме, как в сне том — Это я на тебя просветом! В первом сне, когда веки спустишь — Это я на тебя предчувствьем Света. В крайнюю точку срока Это я — световое око. А потом? Сон есть: в тон. Был — подъем, Был — наклон Лба — и лба. Твой — вперед Лоб. Груба Рифма: рот. Оттого ль, что не стало стен — Потолок достоверно крен Дал. Лишь звательный цвел падёж В ртах. А пол — достоверно брешь. А сквозь брешь, зелена как Нил… Потолок достоверно плыл. Пол же — что, кроме «провались!» Полу? Что нам до половиц Сорных? Мало мела? — Горе! Весь поэт на одном тире Держится… Над ничем двух тел Потолок достоверно пел — Всеми ангелами. St. Gilles-sur-Vie, 6-го июня